ФИНАНСЫ — совокупность всех денежных средств, находящихся в чьем-то распоряжении.
Состояние финансов (количество денег, а также их правильное распределение и использование) очень важно как для отдельного человека или семьи, так и для предприятия, организации или государства в целом.
Финансовое состояние государства, предприятия, семьи, отдельного человека наиболее полно отражается в бюджете (государственном, семейном, индивидуальном).
Превышение доходов над расходами бюджета означает устойчивое состояние финансов и является нормой.
Если доходы не покрывают всех расходов, финансовое состояние считается неустойчивым, и такая ситуация может привести к самым печальным результатам: для семьи — к снижению уровня жизни и долгам, для предприятия — к банкротству и в конечном итоге к его ликвидации, для государства — к тяжелым социальным последствиям: ухудшению медицинского обслуживания, уменьшение расходов на культуру, образование, другие социальные нужды, которые пока еще финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Таким образом, финансы представляют собой очень важный элемент экономики.
Цели и методы финансового анализа
Финансовым анализом называется часть финансового менеджмента и аудита. В качестве способа познания экономических процессов фин. анализ занимает существенное место в управленческой системе компании и является преимущественным высшим звеном структуры управления. Под финансовым анализом понимается совокупность методов определения положения хозяйствующих субъектов за истекший период, а также его возможностей в перспективе. Основные функции: • оценка финансового состояния; • определение факторов и причин состояния компании; • подготовка и обоснование управленческих решений в области финансов; • выявление и мобилизация резервов для улучшения финансового состояния компании и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности. Фин. анализ считается частью экономического анализа. Разделение анализа на финансовый и управленческий обуславливается разделением системы бухучета в компаниях на финансовый и управленческий учет. Цель фин. анализа - получение максимального числа ключевых параметров, которые дают объективную и точную картину финансового состояния компании: его прибыли и убытка, изменения активов и пассивов, расчет с дебиторами и кредиторами и определение самых эффективных путей достижения прибыли. Объектом фин. анализа можно назвать финансовую информацию (отчетность), отвечающую таким требованиям как достоверность и открытость, понятность, полезность и значимость, полнота, последовательность, сравнимость, осмотрительность, нейтральность и др. Хотя финансовые отчеты освещают события, которые имели место в прошлом, то их данные важны для составления планов и прогнозов на будущее. Их изучение помогает устанавливать недостатки в работе компании в общем и в отдельных секторах его работы, выявлять резервы совершенствования управления различными операциями. Субъектами фин. анализа выступают две группы пользователей информацией, заинтересованных в работе компании: 1) собственники, поставщики, заимодавцы, налоговые органы, персонал предприятия, клиенты, руководство, которые интерпретируют информацию исходя из своих интересов; 2) аудиторские фирмы, биржи, консультанты, пресса, юристы, ассоциации, профсоюзы, защищающие интересы первой группы пользователей. Методика фин. анализа включает в себя три взаимосвязанных между собой блока компании: 1) анализ фин. результатов; 2) анализ фин. состояния; 3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Практика фин. анализа выработала важные правила чтения фин. отчетов, основанные на дедуктивном методе: - горизонтальный анализ, заключающийся в сравнении каждой позиции отчетности с предшествующим периодом; - вертикальный анализ, который позволяет определить структуру итоговых фин. показателей; - трендовый анализ,который представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определении тренда. Посредством этого формируются показатели в будущем, а,значит, ведется анализ; - анализ относительных показателей - это расчет отношений данных отчетности, а также определение взаимосвязанности показателей; - сравнительный анализ, который осуществляется в качестве внутрихозяйственного анализа сводных показателей отчетности по отдельным показателям компании, подразделений, цехов, дочерних структур, так и межхозяйственный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевой и средней общеэкономической информацией; - факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель посредством детерминированных или стохастических приемов. Он может быть прямыми обратным. Количественные методы фин. анализа подразделяются на: - статистические, к ним относятся наблюдение, абсолютные и относительные показатели, ряды динамики, расчеты средних величин, сводка и группировка показателей по определенным признакам, сравнение, детализация, индексы, графические методы; - бухгалтерские, которые включают метод двойной записи, баланс и др.; - экономико-математические - методы элементарной математики прочих дисциплин; - эвристические методы. Чтобы принять решения по управлению, руководству нужна постоянная осведомленность, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходных сырых данных. Необходимо также аналитическое прочтение исходной информации исходя из целей анализа и управления. Список используемой литературы
1. Ефимова О.В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2002. 2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003. 3. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием.- М.: Финансы и статистика, 2004. 4. Финансовый анализ деятельности фирмы. Москва Ист-сервис, 2003. 5. Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2001.
|