ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара. Цена формируется как сумма затрат на производство и реализацию товара, а также включает в себя величину полученной прибыли.
Цена, как говорили классики-экономисты, — это превращенная форма стоимости товара. Эти две величины (цена и стоимость) не всегда равны между собой. Цена может быть как выше, так и ниже стоимости. Это зависит от спроса и предложения, от политики ценообразования, от монопольного положения производителя того или иного товара.
При свободном ценообразовании (без вмешательства государства) цены полностью зависят от спроса на товар и от того, в каком количестве он поступает на рынок (предложение). При нехватке товаров цены поднимаются выше стоимости. Если товаров больше, чем потребность в них, цены, скорее всего, падают.
Когда цены устанавливаются государственными органами, все зависит от того, какие подходы будут избраны.
Виды цен: по способу ценообразования — фиксированные (устанавливаются государством), свободные (регулируются рынком) и договорные (устанавливаются на основе договоренности поставщика с покупателем); по видам торговли — оптовые и розничные; по каналам реализации — государственные, кооперативные, рыночные. |