Имеются следующие данные по предприятию общественного питания в фактических ценах и нормах наценки за 2 периода времени (в млн. руб.): |
Определите: 1. Показатели структуры товарооборота в фактических ценах и нормах наценки за каждый период и их динамику, постройте соответствующие диаграммы. 2. Общий индекс цен на продукцию общественного питания. 3. Общие индексы товарооборота предприятия общественного питания в фактических и сопоставимых ценах и нормах наценки; покажите взаимосвязь исчисленных индексов. 4. Коэффициенты эластичности оборота кулинарной продукции и оборота покупных товаров от общего объема товарооборота в фактических и сопоставимых ценах и нормах наценки. 5. Коэффициент эластичности общего объема товарооборота в фактических ценах и нормах наценки от изменения общего уровня цен на продукцию общественного питания. Сделайте выводы.
Решение:
Структура и динамика товарооборота за каждый период представлена на диаграммах ниже:
(109,2 + 106,7) /2 = 107,95
А) Общий индекс товарооборота в фактических ценах: 985,71 / 781,25 = 1,2617 Б) Общий индекс товарооборота в сопоставимых ценах( с учетом индекса цен): (985,71 – 7,95% )/ 781,25 = 1,1688 В) Оба индекса товарооборота связаны с общим индексом цен: индекс товарооборота в фактических ценах больше, чем индекс товарооборота в сопоставимых ценах как раз на величину общего индекса цен: 1,2617 / 1,1688 = 1,0795
(3.3), где: • — абсолютное изменение результативного признака в отчетном периоде по сравнению с базисным; • — абсолютное изменение факторного признака в отчетном периоде по сравнению с базисным; • — абсолютные уровни результативного признака соответственно в отчетном и базисном периодах времени; • — абсолютные уровни факторного признака в отчетном и базисном периодах времени.
Итак, в общей структуре товарооборота возрос удельный вес покупных товаров (на 10%) за период. В то же время, кулинарная продукция показывает меньшую эластичность по объему товарооборота как с учетом индекса цен, так и по фактическим ценам. Это значит, что кулинарная продукция пользуется более стабильным спросом. Объем же товарооборота покупных товаров возрос, в основном, за счет менее значительного увеличения цен (106,7 против 109,2 на кулинарную продукцию). |